Выступление Заместителя
Премьер-Министра Республики Казахстан, Председателя Национальной
Комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО И.Н.Тасмагамбетова
на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (г.Париж, Франция)
Уважаемая г-жа Председатель!
Уважаемый г-н Генеральный директор!
Дамы и господа!
Прежде всего, позвольте поздравить Вас, г-жа Председатель,
с назначением на этот пост и выразить уверенность в успешном проведении
конференции.
Глубокие изменения, происходящие в мире, придают
особое значение 31-й сессии Генеральной конференции в свете уставных
задач Организации. ЮНЕСКО, как и ООН в целом, переживает поворотный
момент своего развития, однако краеугольные принципы защиты мира
являются как нельзя более актуальными. Необходимость объединения
усилий всех стран для обеспечения и укрепления мира очевидна не
только для Центральной Азии - она является главной темой мирового
обсуждения.
В Казахстане выражают обеспокоенность развитием
ситуации в Афганистане и вокруг него, особенно в свете совершённых
11 сентября с.г. террористических актов в США, в результате которых
погибло большое количество мирных граждан. Мы твёрдо убеждены, что
международные усилия по урегулированию ситуации в Афганистане должны
проходить, прежде всего, под эгидой ООН. Только таким образом можно
сохранить легитимность этих усилий перед лицом афганского народа
и всего мирового сообщества. В противном случае, последствия односторонней
акции могут быть самыми тяжёлыми – для всего мира и, в первую очередь,
для государств Центральной Азии. В то же время вызывает озабоченность
складывающаяся гуманитарная обстановка в Афганистане. Несмотря на
оказываемую международным сообществом помощь среди мирных афганских
жителей свирепствуют болезни и голод, которые уносят тысячи жизней
людей, особенно детей и стариков.
Нарастание напряженности в регионе представляет
реальную угрозу для стабильности и безопасности Центральной Азии
и мирового сообщества. Являясь инициаторами Совещания по взаимодействию
и мерам доверия в Азии (СВМДА), Казахстан с удовлетворением воспринимает
растущее осознание лидерами азиатских государств актуальности идеи
создания кооперативной структуры по безопасности на континенте,
основополагающий акт по созданию которой предполагается подписать
на Саммите 8-10 ноября с.г.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что Алматинский Акт
является достойным предстоящей встречи глав государств и правительств.
Во-первых, документ определяет основное содержание деятельности
и цели СВМДА. Во-вторых, в нем формируется общее видение вызовов
безопасности и скоординированного ответа на них. В-третьих, впервые
в истории Азии в таком масштабе разрабатывается концепция применения
мер доверия. В-четвертых, заложены основы для институционализации
СВМДА.
Несмотря на обостряющуюся ситуацию в мире, Казахстан,
расположенный в самом сердце неспокойной Центральной Азии, воспринимается
мировым сообществом как страна однозначно миролюбивая. Свидетельством
этому стал недавний Государственный пасторский визит Его Святейшества
Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан, состоявшийся по приглашению
Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.
Для многонационального Казахстана, который придерживается
политики мира и терпимости этот визит стал весьма важным историческим
событием. Прибытие понтифика можно расценивать как признание стабильности
внутри государства, межконфессионального согласия всего народа Казахстана
и толерантности межэтнических отношений.
Государственный визит Папы Римского Иоанна Павла
II в Казахстан вызвал политический резонанс как в нашей стране,
так и во всем мире. Он оказался более чем своевременным, когда весь
мир охватило дыхание войны, грозящее опалить мирные города и народы.
Находясь в Казахстане, понтифик обратился к западному миру с призывом
остановиться у самой черты войны, которая может настроить христианский
мир против мусульман. Религия ни в коем случае не должна быть использована
как причина конфликта. По существу, своим визитом в Казахстан в
это непростое время Иоанн Павел II показал, что нынешний конфликт
заключается отнюдь не между исламом и западным миром.
Г-жа Председатель!
Для Республики Казахстан сотрудничество с ЮНЕСКО
всегда являлось одним из приоритетных направлений. Из десяти лет
независимости – восемь отмечены плодотворным сотрудничеством с ЮНЕСКО.
Это были непростые годы, когда нам приходилось наверстывать опыт
других стран, копившийся более полувека.
Однако Казахстан также предоставил для ЮНЕСКО богатую
палитру возможностей. Именно в Казахстане в 1992 году состоялась
первая конференция по развитию независимых средств массовой информации,
а итоговая Алматинская декларация вошла в состав основных нормативных
документов ЮНЕСКО в сфере свободы слова. В нашей стране состоялись
первые международные семинары по научному сотрудничеству по проблемам
Арала, Каспия и Семипалатинска; начаты проекты по внедрению новых
информационных технологий; проведены региональные конференции по
управлению и финансированию систем образования; созданы первые кафедры
ЮНЕСКО и Ассоциированные школы. Это служит залогом последовательной
поддержки программ ЮНЕСКО в Казахстане в период самых серьезных
реформ Организации.
Г-жа Председатель!
Хотел бы выразить поддержку стратегическим целям,
выраженным в Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на период 2002-2007
гг. и подчеркнуть важность выделения приоритетов в целях повышения
эффективности деятельности Организации в сфере образования, науки,
культуры и коммуникации.
Среднесрочная стратегия Организации развивает наиболее
важную в настоящее время задачу – сохранение мира и содействие развитию
человечества в эпоху глобализации. Кроме того, перед ЮНЕСКО стоит
задача решения двух сквозных тем – ликвидация нищеты и вклад новых
информационных и коммуникационных технологий в развитие образования,
науки и культуры и создание высокообразованного общества. Конец
XX века наглядно продемонстрировал, что усилия мирового сообщества
по укреплению мира и безопасности должны осуществляться посредством
ликвидации нищеты, доступности информационных и образовательных
ресурсов, обеспечения гендерного равноправия. В условиях глобализации
ЮНЕСКО должна направить свои усилия на расширение всеобщего доступа
к образованию, новейшим информационным технологиям.
Приоритетами для стран Центральной Азии являются
повышение качества образования, сохранение культурного и природного
наследия, оценка состояния водных ресурсов и охрана окружающей среды
в целом, активизация использования и распространения информационных
технологий, что будет содействовать созданию общества знаний.
Одним из наиболее приоритетных направлений ЮНЕСКО,
в том числе и в развитии двустороннего сотрудничества, остается
вопрос использования знаний для социальных преобразований. Свободное
распространение знаний, информации и передового опыта невозможно
без обеспечения устойчивой политики в области образования; оказания
содействия в реформе среднего и высшего образования; разработки
и реализации эффективных национальных планов развития образования.
Масштабная реформа образования в Казахстане, реализация национальной
стратегии образования заслуживает специального внимания экспертов
ЮНЕСКО.
Мы поддерживаем включение в Среднесрочную стратегию
предложения о поддержании и повышении гуманитарной безопасности
в контексте устойчивого развития и защиты окружающей среды. Одним
из первых актов, принятых Президентом Казахстана после обретения
независимости, стал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.
29 августа 2001 г. исполнилось 10 лет со дня, когда древняя казахстанская
земля, с которой связано столько исторических судеб и событий, перестала
быть термоядерной мишенью. В Алматы состоялась Международная конференция
с участием высоких политических и государственных деятелей, имевших
непосредственное отношение к закрытию полигона.
Уважаемые делегаты!
Имея возможность накапливать и распространять знания
с использованием самых современных технологий, ЮНЕСКО может стать
важным механизмом обмена информацией в сфере образования, науки
и культуры, одновременно способствуя сохранению самобытности культур.
При этом следует продолжить усилия, направленные на поддержку независимых
СМИ, культурного многообразия средств массовой информации и всемирных
информационных сетей. В свете вышесказанного Казахстан поддерживает
стратегию ЮНЕСКО по вкладу новых информационных технологий в развитие
образования, науки и культуры.
В отношении другой стратегии по борьбе с нищетой,
которая особенно проявляется в период активной глобализации, мы
считаем, что ЮНЕСКО имеет необходимые полномочия для призыва к скорейшему
решению этой проблемы международным сообществом. Нам представляется
абсолютно оправданным концентрация усилий ЮНЕСКО на развитии образования,
науки и культуры, которое является основой для ликвидации разрыва
между Севером и Югом.
Г-жа Председатель!
Казахстан всецело поддерживает Стратегическую цель
№7, обозначенную в Проекте среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2002-2007
годы - «Содействие разработке и применению нормативных актов в области
культуры». Культурное наследие является одним из важнейших компонентов
самобытности и быстро становится ключевым фактором экономического
роста и социального сплочения. Оно играет все более важную роль
в формировании жизненных взглядов молодых людей и осознания ими
своих исторических корней. Здания, освоенные территории и объекты,
произведения искусства и памятники материальной культуры, составляющие
наше наследие, а также языки, обычаи, общинная практика и традиционные
навыки формируют самобытность, придавая ей реальный смысл на местном,
национальном и региональном уровнях. Само понятие культурной самобытности
стало более широким и включает культурные ландшафты, живые культурные
традиции, а также символические и духовные ценности.
Для такого молодого независимого государства, как
Казахстан, вопрос сохранения культурного наследия крайне важен.
Казахстан и Средняя Азия обладают богатой историей, отличительной
чертой которой является совмещение кочевой и оседлой (городской)
цивилизаций. Великий шелковый путь проходил через эти земли, соединяя
Восток и Запад, через древние города, некоторые из которых уже занесены
в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На сегодняшний момент завершается подготовка досье-номинации
по внесению в Список всемирного наследия мавзолея Ходжа Ахмета Яссави
в древнем городе Туркестане, 1500-летие которого праздновалось в
прошлом году под эгидой ЮНЕСКО. В Предварительный список всемирного
культурного и природного наследия включены и другие объекты Казахстана,
которые являются неразрывным целым мировой и региональной истории.
В рамках своего официального визита в Республику
Казахстан, состоявшегося в августе 2001г., Генеральный Директор
ЮНЕСКО принял участие на внеочередном специальном заседании Национальной
Комиссии РК по делам ЮНЕСКО, в ходе которого состоялась церемония
подписания Соглашения между Республикой Казахстан и ЮНЕСКО по проекту
сохранения и консервации древнего города Отрар при финансовой поддержке
в размере 867 тыс. долл. США, выделяемых Правительством Японии.
Пользуясь случаем хотел бы поблагодарить Правительство Японии за
весомый вклад в сохранение всемирного наследия.
Генеральный Директор ЮНЕСКО посетил уникальное по
своей исторической значимости урочище Тамгалы, где находятся древние
петроглифы, также заслуживающие внесения в Список всемирного наследия.
Тамгалы - это уникальный комплекс произведений наскальной графики
эпохи бронзы, которые по своей научной, художественной и культурной
значимости представляют исключительную ценность.
Что касается природного наследия, то к сожалению,
оно еще не получило должного внимания со стороны Центра всемирного
наследия (Государственный Национальный Природный парк "Алтын-Емель",
степные озера Кургальджинского и Наурзумского заповедников, северный
Тянь-Шань-Иле-Алатауский Государственный национальный природный
парк).
Казахстан разделяет мнение ЮНЕСКО о необходимости
расширения программ по нематериальному культурному наследию. Мы
поддерживаем предложения проекта по программе "Шедевры устного
и нематериального наследия человечества" и активизации проекта
"Живые сокровища человечества". В дополнение к Рекомендации
о сохранении фольклора следует расширить концептуальную и правовую
основу, подчеркивающую важность нематериального культурного наследия.
Необходимо возрождать живое наследие во всех его формах, таких,
как языки, устные традиции, ценности, навыки создания предметов
материальной культуры и исполнительские виды искусства, а также
традиционные знания, касающиеся этических, экономических, социально-политических
и экологических вопросов современной жизни, включая методы разрешения
конфликтов, охраны окружающей среды и ее оздоровления.
Мы приветствуем программу, направленную на сохранение
культурного многообразия и поощрение плюрализма и диалога между
культурами и цивилизациями. В силу своего географического расположения
казахские степи исторически были местом пересечения различных цивилизаций,
культур и религий. В Казахстане и поныне проживает более 100 этносов,
и мы намерены сохранять это уникальное многообразие.
В рамках стратегической цели № 9: Укрепление связей
между культурой и развитием посредством создания потенциала и совместного
использования знаний, мы подчеркиваем важность повышения осведомленности
о важности сохранения наиболее выдающихся культурных объектов мира.
Именно этой линии придерживалась Национальная Комиссия Республики
Казахстан по делам ЮНЕСКО в августе с.г. проводя Республиканскую
летнюю школу-тренинг "Мурагер" в рамках программы "Всемирное
наследие в юных руках".
Уважаемая г-жа Председатель!
Уважаемый г-н Генеральный Директор!
Дамы и господа!
Позвольте высказать твердую уверенность, что Правительство
Республики Казахстан, Национальная Комиссия по делам ЮНЕСКО создадут
все необходимые условия для развития и укрепления дальнейшего сотрудничества
Казахстана и ЮНЕСКО в контексте реформ и решений Генеральной Конференции.
Благодарю за внимание.
|